Мадина АТАЕВА

ГОРЯЧИЕ ЭМАЛИ ЛЮДМИЛЫ БАЙЦАЕВОЙ


   Ангелоподобные  девы,  слетающие  к  ним  в  руки  птицы.  Девы,
купающиеся в струях теплого дождя или лунного света, несущие святые
дары, проливающие священную влагу из сосуда изобилия… Картины любви
и  нежности,  дивными эмалями разлитые по стальным листам  Людмилой
Байцаевой.
   «Горячая   эмаль»  –  одна  из  техник  прикладного   искусства,
известная  с  древнейших  времен. Она заключается  в  том,  что  на
стальной  или  медный лист наносится эмаль – прочное стеклообразное
покрытие, сплавляющееся при обжиге с металлической основой. Богатые
возможности   эмали,  сочетающей  в  себе  чистоту  и  прозрачность
цветного   стекла,  тонкость  живописных  переходов   и   оттенков,
сложность фактуры как у драгоценных и поделочных камней.
   Зрелый профессионал, яркая и сильная личность, Л. Байцаева  была
известна,  прежде всего, как художник по текстилю.  С  обращения  к
эмали началась новая страница в ее творчестве. Здесь в единой точке
сошлись  богатый  опыт, тонкое декоративное  видение  и  та  особая
интонация,  которую  несет  в  себе «женское  искусство»,  то  есть
переживание  образа в диапазоне женского тембра  голоса.  При  всей
дискуссионности   понятий  «женское  искусство»,  «женское   кино»,
«женская  литература» нельзя не признать тех специфических нюансов,
которые   несет  с  собой  творчество  для  кавказской,  осетинской
женщины.  На  стартовых  позициях  в  учебных  заведениях  девушки-
художницы  не  только не уступают, но, как правило,  и  превосходят
своих  коллег  мужского  пола.  Немногие  оказываются  в  состоянии
преодолеть   сопротивление   среды,  знакомое   каждой   творческой
индивидуальности, стремящейся к самовыражению (независимо от пола).
Умные  и  талантливые, женщины уходят в семью, воспитание детей,  в
педагогическую   деятельность,  и  их  зачастую  огромный,   мощный
художественный  потенциал  оказывается  нереализованным.   В   мире
профессионального искусства их единицы.
   Воля,  вера  в  свой  талант и предназначение, трудоспособность,
поддержка  и  понимание близких помогают выстоять на  этом  трудном
пути. Осознание этих проблем и вдохновило Л. Байцаеву на проведение
семинара художниц Кавказа.
   Глубокое   символическое   содержание   или   сложная   образная
структура для произведения декоративно-прикладного искусства – вещь
избыточная  и необязательная. Зритель ждет от подобных произведений
не   столько  умозрительных  построений  и  философских  концепций,
сколько совершенства техники и декоративной выразительности.
   Л.  Байцаева  максимально усложняет себе  задачу,  создавая,  по
сути,  совершенно  самостоятельные  художественные  произведения  в
технике горячей эмали. В этом случае между идеей и ее воплощением в
материале  стоит  сложный,  протяженный  во  времени,  многоэтапный
технологический   процесс.  Степень  овладения  технологией   самым
непосредственным    образом    сказывается    на    выразительности
произведения. Художница создает неповторимые образы,  их  символика
многопланова  и  при этом совершенно ненавязчива.  Так  как  образ,
создаваемый художницей, работает на разных уровнях восприятия.
   Композиция  «Сестры». Две женские фигуры –  как  отражение  друг
друга.  Одна – проливающая поток влаги из сосуда, другая  держит  в
руках яблоко – вечный символ искушения, познания и соблазна.
   Древняя  иранская  богиня Лилит или библейская  Ева,  нартовская
Дзерасса, как птица клюющая плоды священного дерева, или как  рыба,
скрывающаяся  в  воде,  или сама скифская богиня  Апи…   Тем,  кому
подобное   понимание  символического  ряда   произведений   кажется
слишком  буквальным  или не читаемым, образный  строй  произведения
раскроет   погружение  в   цвет. Созерцание неповторимых  опаловых,
перламутровых,  лилово-голубых  и гранатово-красных,  только  эмали
свойственных,  переливающихся цветовых созвучий, на уровне чувств и
эмоций  говорит о том, что женские образы художницы есть, по  сути,
метафоры самой жизни в великом множестве интерпретаций.
   Художница  кропотливо и бережно создает их  из  древних  знаков,
мифологических символов, изысканных фактур, архаичных изображений и
орнаментов.  Нельзя  не  отметить и тонкое пластическое  осмысление
национального   орнамента   в  таких   произведениях,   как   «Дары
приносящая»,  «Осетинская невеста», «Маленький король»,  в  которых
орнамент  звучит гармонично и естественно. И это один  из  немногих
примеров  в  современном  прикладном искусстве.  Выверенная  веками
форма   осетинского   орнамента  трудно  поддается   трансформации.
Произвольное изменение ее разрушает, но и механическое  перенесение
на   современные  произведения  выглядит  несостоятельно,  со  всей
очевидностью указывая на один и тот же в течении многих десятилетий
цитируемый  источник  – книгу «Осетинский орнамент»   Андиевых.  Не
говоря  уже о том, что присутствие орнамента с погребального  цырта
на  пригласительном  билете  или  на  свадебном  платье  более  чем
неуместно.  Примеров пластического осмысления орнамента,  изменения
его  строя, ритма, массы с учетом материала (камень, дерево, ткань)
практически  нет. Поэтому удачный опыт Л. Байцаевой в этой  области
представляется столь ценным.
   В  картинах  Л. Байцаевой, выполненных в технике горячей  эмали,
соединились мастерство современного художника, глубоко свойственное
женской  природе,  и столь важное для прикладных  видов  творчества
понимание  красоты  и  «сделанности» вещи.  Разговоры  о  «женском»
искусстве не всегда бывают уместны. Но в том случае, когда яркое  и
полнокровное    произведение   создается   профессионалом-женщиной,
мастерство,  соединяясь  с уникальным эмоциональным  и  чувственным
опытом  автора, дает особенный  результат. Как в итальянской опере,
где мужские и женские голоса равнозначно прекрасны,  но волнуют по-
разному.  Интонации  женского  тембра  проникают  в  то  заповедное
пространство  нашей души, где может звучать только голос  нежности,
любви и природной гармонии, то есть голос материнства.

* На главную страницу галереи * На главную страницу журнала *