Ангелоподобные девы, слетающие к ним в руки птицы. Девы,
купающиеся в струях теплого дождя или лунного света, несущие святые
дары, проливающие священную влагу из сосуда изобилия… Картины любви
и нежности, дивными эмалями разлитые по стальным листам Людмилой
Байцаевой.
«Горячая эмаль» – одна из техник прикладного искусства,
известная с древнейших времен. Она заключается в том, что на
стальной или медный лист наносится эмаль – прочное стеклообразное
покрытие, сплавляющееся при обжиге с металлической основой. Богатые
возможности эмали, сочетающей в себе чистоту и прозрачность
цветного стекла, тонкость живописных переходов и оттенков,
сложность фактуры как у драгоценных и поделочных камней.
Зрелый профессионал, яркая и сильная личность, Л. Байцаева была
известна, прежде всего, как художник по текстилю. С обращения к
эмали началась новая страница в ее творчестве. Здесь в единой точке
сошлись богатый опыт, тонкое декоративное видение и та особая
интонация, которую несет в себе «женское искусство», то есть
переживание образа в диапазоне женского тембра голоса. При всей
дискуссионности понятий «женское искусство», «женское кино»,
«женская литература» нельзя не признать тех специфических нюансов,
которые несет с собой творчество для кавказской, осетинской
женщины. На стартовых позициях в учебных заведениях девушки-
художницы не только не уступают, но, как правило, и превосходят
своих коллег мужского пола. Немногие оказываются в состоянии
преодолеть сопротивление среды, знакомое каждой творческой
индивидуальности, стремящейся к самовыражению (независимо от пола).
Умные и талантливые, женщины уходят в семью, воспитание детей, в
педагогическую деятельность, и их зачастую огромный, мощный
художественный потенциал оказывается нереализованным. В мире
профессионального искусства их единицы.
Воля, вера в свой талант и предназначение, трудоспособность,
поддержка и понимание близких помогают выстоять на этом трудном
пути. Осознание этих проблем и вдохновило Л. Байцаеву на проведение
семинара художниц Кавказа.
Глубокое символическое содержание или сложная образная
структура для произведения декоративно-прикладного искусства – вещь
избыточная и необязательная. Зритель ждет от подобных произведений
не столько умозрительных построений и философских концепций,
сколько совершенства техники и декоративной выразительности.
Л. Байцаева максимально усложняет себе задачу, создавая, по
сути, совершенно самостоятельные художественные произведения в
технике горячей эмали. В этом случае между идеей и ее воплощением в
материале стоит сложный, протяженный во времени, многоэтапный
технологический процесс. Степень овладения технологией самым
непосредственным образом сказывается на выразительности
произведения. Художница создает неповторимые образы, их символика
многопланова и при этом совершенно ненавязчива. Так как образ,
создаваемый художницей, работает на разных уровнях восприятия.
Композиция «Сестры». Две женские фигуры – как отражение друг
друга. Одна – проливающая поток влаги из сосуда, другая держит в
руках яблоко – вечный символ искушения, познания и соблазна.
Древняя иранская богиня Лилит или библейская Ева, нартовская
Дзерасса, как птица клюющая плоды священного дерева, или как рыба,
скрывающаяся в воде, или сама скифская богиня Апи… Тем, кому
подобное понимание символического ряда произведений кажется
слишком буквальным или не читаемым, образный строй произведения
раскроет погружение в цвет. Созерцание неповторимых опаловых,
перламутровых, лилово-голубых и гранатово-красных, только эмали
свойственных, переливающихся цветовых созвучий, на уровне чувств и
эмоций говорит о том, что женские образы художницы есть, по сути,
метафоры самой жизни в великом множестве интерпретаций.
Художница кропотливо и бережно создает их из древних знаков,
мифологических символов, изысканных фактур, архаичных изображений и
орнаментов. Нельзя не отметить и тонкое пластическое осмысление
национального орнамента в таких произведениях, как «Дары
приносящая», «Осетинская невеста», «Маленький король», в которых
орнамент звучит гармонично и естественно. И это один из немногих
примеров в современном прикладном искусстве. Выверенная веками
форма осетинского орнамента трудно поддается трансформации.
Произвольное изменение ее разрушает, но и механическое перенесение
на современные произведения выглядит несостоятельно, со всей
очевидностью указывая на один и тот же в течении многих десятилетий
цитируемый источник – книгу «Осетинский орнамент» Андиевых. Не
говоря уже о том, что присутствие орнамента с погребального цырта
на пригласительном билете или на свадебном платье более чем
неуместно. Примеров пластического осмысления орнамента, изменения
его строя, ритма, массы с учетом материала (камень, дерево, ткань)
практически нет. Поэтому удачный опыт Л. Байцаевой в этой области
представляется столь ценным.
В картинах Л. Байцаевой, выполненных в технике горячей эмали,
соединились мастерство современного художника, глубоко свойственное
женской природе, и столь важное для прикладных видов творчества
понимание красоты и «сделанности» вещи. Разговоры о «женском»
искусстве не всегда бывают уместны. Но в том случае, когда яркое и
полнокровное произведение создается профессионалом-женщиной,
мастерство, соединяясь с уникальным эмоциональным и чувственным
опытом автора, дает особенный результат. Как в итальянской опере,
где мужские и женские голоса равнозначно прекрасны, но волнуют по-
разному. Интонации женского тембра проникают в то заповедное
пространство нашей души, где может звучать только голос нежности,
любви и природной гармонии, то есть голос материнства.