Борис ХОЗИЕВ

ЧЕТЫРЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА
МУРАТА ДЖИКАЕВА

   
   Творческий  багаж  Мурата  Джикаева,  по  самым  приблизительным
подсчетам,  включает  в  себя  более  1000  работ,  среди   которых
живопись,   книжная   графика,   графический   дизайн    с    самой
разнообразной  тематикой – от древности до  современности,  и  т.д.
Значительная  и  важная  часть  его произведений  –  циклы  картин,
посвященных  нартовcкому  эпосу и национальной  истории.  Даже  при
беглом    знакомстве   с   ними   бросается    в    глаза    особый
кинематографический эффект исторических полотен: мы видим динамику,
развитие  событий, слышим огненное дыхание Бибыца и  Мукара,  треск
ломающихся копий, звон мечей Сослана и Батрадза.
   Историко-фольклорный цикл Мурата Джикаева составлен  из  четырех
главных тем. Первая из них – нартовский герой, в одиночку спасающий
честь  Родины от посягательств многочисленных врагов.  Таковы  Нарт
Батрадз и Нарт Сослан. Их стальные тела раскалены докрасна огненным
дыханием  дракона,  но мечи уже занесены над головами  врагов.  Это
праведный  бой,  а,  значит,  ведущий  к  победе.  Герои   Джикаева
самоотверженны, они готовы отдать за Родину жизнь. К этому же  ряду
относятся  картины  художника,  в  которых  он  стремится  раскрыть
общечеловеческие темы. Примером может служить «Амазонка» (1992 г.).
В   ней   М.   Джикаев   по-своему  трактует  романтический   сюжет
воинственности  древних  героинь.  Все  его  персонажи  фольклорно-
исторического плана внешне спокойны, но исполнены внутренней силы и
достоинства.   Острота   художественного  мышления,   эмоциональное
восприятие исторической темы – важнейшие средства живописного языка
мастера  – у него уравновешиваются логикой решений, цветом, светом,
ритмическим строем произведений.
   Вторая   тема   художника  –  это  скифо-сармато-аланский   дух,
бессмертный, древний, языческий. Мурат Джикаев раскрывает рыцарский
характер  своих  предков.  Их  оружие  –  огненный  меч,  как   это
изображено  на картине «Дочь Даргавсара в битве». Их дух,  уходящий
своими корнями в непостижимую древность, победоносен: всмотритесь в
глаза Батрадза, Сослана, в глаза амазонок Мурата Джикаева...
   В   несколько  условной  манере  мастера  улавливаются  элементы
аланских  живописных традиций (Бола Тлиаг). Отсюда  богатство  мира
Джикаева  – историчность, легендарность и поэтичность его  образов.
Художник  покоряет  зрителей своим собственным прочтением  нартских
сказаний,   исторических  хроник,  древних  мифов  Осетии.   Щедрая
декоративность и символика не заслоняют от зрителя их  национальной
идеи  и  воспитательной  направленности.  Вот  как  оценивает   эту
особенность художника исследователь его творчества искусствовед  А.
Дзантиев,  отзываясь  о  нем, как о человеке  с  развитым  чувством
гармонии, у которого «жизнь стала неотъемлемой частью творчества, а
творчество,  в  свою очередь, неотъемлемой частью  жизни».  «Такова
суть, такова природа каждого истинного художника».
   Художественный  мир  Мурата Джикаева  насыщен  живыми  понятиями
высокого  патриотизма,  готовности  к  самопожертвованию,  высокого
достоинства человека, его безграничной доброты и великодушия.
   Третья  тема его творчества – осетинский народ. Мурат Джикаев  –
уникальный художник, сумевший выразить осетинскую национальную идею
во  всей ее полноте,  воспринимающий свою землю как колыбель борьбы
за  свободу,  независимость и сохранение национальной самобытности.
Он  убедительно  показывает это в лицах  («Цоцко  Амбалов»,  «Гаппо
Баев»,   «Исса  Плиев»,  «Шамиль  Джикаев»,  «Васо  Абаев»,  «Коста
Хетагуров»,  «Сказители»); природных явлениях  («Весна  в  Кобани»,
«Горная   Саниба»,  «Озеро  в  Майрамадаге»,  «Кобанский   пейзаж»,
«Знойный  день»,  «Осеннее  изобилие»,  «Лето  в  горах»,   «Горный
пейзаж»,  «Водопад»,  «Вечер»);  в исторических  деталях  («Дуэль»,
«Поединок»,    «Армрестлинг   сфинксов»,   «Осетинская    церковь»,
«Осетинская  слобода»,  «Мой край Осетия»);  в  войне  («Прощание»,
«Вести  с  фронта»,  «Возвращение», «Песня о героях»,  «Разрушенная
церковь»);   в  быте  и  культуре  («В  мастерской»,  «В   кресле»,
«Композиция»,  «Дзывгис»,  «Над вечным покоем»,  «Интерьер  родного
дома», «У окна», «Анатомия любви»).
   Эти картины отличаются высоким профессиональным мастерством и  в
отношении живописной фактуры, и в смысле цветового решения. Форма в
названных  произведениях полнокровна, национальный колорит  звучен,
живопись смелая и сочная. К чему бы ни обращался художник,  он  все
передает правдиво и честно, с большой теплотой и любовью к  родному
народу.
   Большое  место  в творчестве Мурата Джикаева занимает  четвертая
тема  –  современная  жизнь  Осетии.  На  протяжении  всего  своего
творческого пути он обращается к образам современников.  Лирическая
сторона  дарования  мастера  наиболее ярко  выразилась  в  картинах
«Осеннее  изобилие»,  «Старые  деревья  близ  Суадага»,  «Дорога  в
горах»,  «Этюд  в коричневых тонах», «Две грации» и  т.  д.   Автор
выявляет в своих героях скрытую силу духа, ясность и гармонию души.
   В  результате многочисленных поездок по горной Осетии  появилось
большое   количество  работ,  посвященных  этой  тематике  («Горный
пейзаж», «Куртатинское ущелье», «Дороги в горах», «Весенний  день»,
«Водопад  I»,  «Водопад II»). Эти сравнительно  небольшие  жанровые
произведения  (живопись,  графика, офорт)  отличаются  свежестью  и
оригинальностью.
   Поисками  новых  пластических  решений  отмечены  монументально-
декоративные   росписи  («Природа  и  дети»,   «Осетия.   Культура,
искусство,  труд»,  «Коста Хетагуров», «Спорт. Учеба.  Труд»).  Они
своеобразно  объединяют  в себе романтику и  реальность,  погружают
зрителя в светлый мир мечты и гармонии. Точность воссоздания натуры
сочетается   в   этих  работах  с  условностью,  с   необычайностью
композиции,    метафорическим   смыслом   внешне    обычных    сцен
современной жизни.
   Разнообразие  творческих  интересов,  постоянные  поиски  нового
характерны  для  Мурата  Джикаева. В своих  произведениях  художник
утверждает  гармонию  и  красоту окружающей жизни.  Его  творчество
пронизано  верой  в  торжество  добра,  привлекает  музыкальностью,
праздничной яркостью цвета. Все это дает нам возможность проследить
эволюцию мастера, войти в образный мир его искусства, почувствовать
своеобразие художественного языка.

* На главную страницу галереи * На главную страницу журнала *