Творческий багаж Мурата Джикаева, по самым приблизительным
подсчетам, включает в себя более 1000 работ, среди которых
живопись, книжная графика, графический дизайн с самой
разнообразной тематикой – от древности до современности, и т.д.
Значительная и важная часть его произведений – циклы картин,
посвященных нартовcкому эпосу и национальной истории. Даже при
беглом знакомстве с ними бросается в глаза особый
кинематографический эффект исторических полотен: мы видим динамику,
развитие событий, слышим огненное дыхание Бибыца и Мукара, треск
ломающихся копий, звон мечей Сослана и Батрадза.
Историко-фольклорный цикл Мурата Джикаева составлен из четырех
главных тем. Первая из них – нартовский герой, в одиночку спасающий
честь Родины от посягательств многочисленных врагов. Таковы Нарт
Батрадз и Нарт Сослан. Их стальные тела раскалены докрасна огненным
дыханием дракона, но мечи уже занесены над головами врагов. Это
праведный бой, а, значит, ведущий к победе. Герои Джикаева
самоотверженны, они готовы отдать за Родину жизнь. К этому же ряду
относятся картины художника, в которых он стремится раскрыть
общечеловеческие темы. Примером может служить «Амазонка» (1992 г.).
В ней М. Джикаев по-своему трактует романтический сюжет
воинственности древних героинь. Все его персонажи фольклорно-
исторического плана внешне спокойны, но исполнены внутренней силы и
достоинства. Острота художественного мышления, эмоциональное
восприятие исторической темы – важнейшие средства живописного языка
мастера – у него уравновешиваются логикой решений, цветом, светом,
ритмическим строем произведений.
Вторая тема художника – это скифо-сармато-аланский дух,
бессмертный, древний, языческий. Мурат Джикаев раскрывает рыцарский
характер своих предков. Их оружие – огненный меч, как это
изображено на картине «Дочь Даргавсара в битве». Их дух, уходящий
своими корнями в непостижимую древность, победоносен: всмотритесь в
глаза Батрадза, Сослана, в глаза амазонок Мурата Джикаева...
В несколько условной манере мастера улавливаются элементы
аланских живописных традиций (Бола Тлиаг). Отсюда богатство мира
Джикаева – историчность, легендарность и поэтичность его образов.
Художник покоряет зрителей своим собственным прочтением нартских
сказаний, исторических хроник, древних мифов Осетии. Щедрая
декоративность и символика не заслоняют от зрителя их национальной
идеи и воспитательной направленности. Вот как оценивает эту
особенность художника исследователь его творчества искусствовед А.
Дзантиев, отзываясь о нем, как о человеке с развитым чувством
гармонии, у которого «жизнь стала неотъемлемой частью творчества, а
творчество, в свою очередь, неотъемлемой частью жизни». «Такова
суть, такова природа каждого истинного художника».
Художественный мир Мурата Джикаева насыщен живыми понятиями
высокого патриотизма, готовности к самопожертвованию, высокого
достоинства человека, его безграничной доброты и великодушия.
Третья тема его творчества – осетинский народ. Мурат Джикаев –
уникальный художник, сумевший выразить осетинскую национальную идею
во всей ее полноте, воспринимающий свою землю как колыбель борьбы
за свободу, независимость и сохранение национальной самобытности.
Он убедительно показывает это в лицах («Цоцко Амбалов», «Гаппо
Баев», «Исса Плиев», «Шамиль Джикаев», «Васо Абаев», «Коста
Хетагуров», «Сказители»); природных явлениях («Весна в Кобани»,
«Горная Саниба», «Озеро в Майрамадаге», «Кобанский пейзаж»,
«Знойный день», «Осеннее изобилие», «Лето в горах», «Горный
пейзаж», «Водопад», «Вечер»); в исторических деталях («Дуэль»,
«Поединок», «Армрестлинг сфинксов», «Осетинская церковь»,
«Осетинская слобода», «Мой край Осетия»); в войне («Прощание»,
«Вести с фронта», «Возвращение», «Песня о героях», «Разрушенная
церковь»); в быте и культуре («В мастерской», «В кресле»,
«Композиция», «Дзывгис», «Над вечным покоем», «Интерьер родного
дома», «У окна», «Анатомия любви»).
Эти картины отличаются высоким профессиональным мастерством и в
отношении живописной фактуры, и в смысле цветового решения. Форма в
названных произведениях полнокровна, национальный колорит звучен,
живопись смелая и сочная. К чему бы ни обращался художник, он все
передает правдиво и честно, с большой теплотой и любовью к родному
народу.
Большое место в творчестве Мурата Джикаева занимает четвертая
тема – современная жизнь Осетии. На протяжении всего своего
творческого пути он обращается к образам современников. Лирическая
сторона дарования мастера наиболее ярко выразилась в картинах
«Осеннее изобилие», «Старые деревья близ Суадага», «Дорога в
горах», «Этюд в коричневых тонах», «Две грации» и т. д. Автор
выявляет в своих героях скрытую силу духа, ясность и гармонию души.
В результате многочисленных поездок по горной Осетии появилось
большое количество работ, посвященных этой тематике («Горный
пейзаж», «Куртатинское ущелье», «Дороги в горах», «Весенний день»,
«Водопад I», «Водопад II»). Эти сравнительно небольшие жанровые
произведения (живопись, графика, офорт) отличаются свежестью и
оригинальностью.
Поисками новых пластических решений отмечены монументально-
декоративные росписи («Природа и дети», «Осетия. Культура,
искусство, труд», «Коста Хетагуров», «Спорт. Учеба. Труд»). Они
своеобразно объединяют в себе романтику и реальность, погружают
зрителя в светлый мир мечты и гармонии. Точность воссоздания натуры
сочетается в этих работах с условностью, с необычайностью
композиции, метафорическим смыслом внешне обычных сцен
современной жизни.
Разнообразие творческих интересов, постоянные поиски нового
характерны для Мурата Джикаева. В своих произведениях художник
утверждает гармонию и красоту окружающей жизни. Его творчество
пронизано верой в торжество добра, привлекает музыкальностью,
праздничной яркостью цвета. Все это дает нам возможность проследить
эволюцию мастера, войти в образный мир его искусства, почувствовать
своеобразие художественного языка.