Цопан ГАССИЕВ

ХСАР ГАССИЕВ: СУДЬБА И ДОЛГ

 
   Хсар  Измаилович  Гассиев родился в 1929 г. в городе  Цхинвал  в
Южной Осетии. Его отец в разное время был ректором государственного
института в Цхинвале, Наркомом просвещения и редактором первой юго-
осетинской  газеты  «Хурзарин» («Восход»), мать  директором  школы.
Семья Хсара пострадала в годы сталинских репрессий 1937 года.  Отец
был  арестован  и  расстрелян в 1938 году,  а  мать  приговорена  к
тюремному заключению как жена «врага народа». Через несколько  дней
после  ареста  родителей 8-ми летний Хсар, его  5-летняя  сестра  и
хромая бабушка были выброшены на улицу из своей квартиры как «семья
врага  народа»  сотрудниками НКВД. Художник  вспоминает:  «…вещи  и
ненужную  мебель  выкинули из окна. Книги  отца  летели  по  улице.
Родственники  побоялись прийти на помощь, опасаясь за себя.  Только
сосед  Джатиев из соседнего дома сказал: «Даже если всю  мою  семью
убьют,  я их на улице не оставлю», – и пустил переночевать.  В  3-х
комнатную  квартиру Гассиевых заселился следователь  НКВД,  который
вел дело родителей Хсара (какое совпадение!).
   Прожив несколько дней у соседа, бабушка с детьми переселились  в
пустующий  подвал  дома ниже по улице, где они прожили  одиннадцать
лет,  дожидаясь возвращения матери из ссылки и терпя  все  лишения,
принесенные Великой Отечественной войной. Подвал был настолько мал,
что  не  было места для 2-х кроватей, и Хсар спал на столе. Бабушка
вязала  шерстяные носки на продажу и этим кормила детей. В  12  лет
Хсар начал летом работать в колхозе, чтобы помочь бабушке. Тогда же
появились  и первые рисунки художника: в письмах матери он  рисовал
себя,  сестру, бабушку. В воспоминаниях Хсара Гассиева того времени
есть  много мрачных эпизодов. В подвал по ночам приходили крысы,  а
он  не  спал  и  защищал  от них сестру. Старшие  ребята  во  дворе
предлагали  драться за еду: если побьешь соперника – накормим.   «Я
знал  цену своим синякам – кукурузная лепешка, кусок сыра,  тарелка
лобио... А еще список людей, которым надо отомстить, если  мама  не
вернется».
   Прозвище  «сын троцкиста», постоянное чувство голода и  драки  с
обидчиками, другие тяжкие воспоминания детства наложили трагический
отпечаток  на  творчество  художника.  Во  многих  картинах   Хсара
Гассиева пронзительно звучит тема сталинских репрессий 1937 года  и
ожидания   матери  («За  что?»,  «Расстрел»,  «Выстрел  в   спину»,
«Исповедь»,   «Ожидание.  Бабушка»,  «Воспоминание»,  «Ожидание   у
моста», «Мальчик болеет» и др.).  Художник рассказывает: «В детстве
я  жил  в  состоянии ожидания: матери из ссылки, отца –  мы  долгое
время не знали, что он убит; братьев отца, ушедших на фронт –  двое
не    вернулись.   Ожидание,   наверное,   главная    тема    моего
творчества...».  После  войны,  в  1945  году,  Хсар   поступил   в
Цхинвальское  художественное училище. Окончив училище  с  отличием,
Хсар   сдал   экзамены   в   Московский  институт   прикладного   и
декоративного искусства, прошел по баллам, но его не зачислили  как
«сына  врага  народа».  На  следующий год,  в  1951-м,  поступил  в
Тбилисскую  академию художеств. В 1957 году он защитил  с  отличием
диплом  в мастерской Аполлона Кутателадзе и Василия Шухаева.  Почти
все  работы художника этого периода находятся в методическом  фонде
академии.
   В  1956 году семья Хсара Гассиева была реабилитирована; квартиру
вернули. В конце 50-х произошел эпизод, который важен для понимания
художника  как  личности. Вернувшись после учебы в  академии,  Хсар
вдруг  встречает убийцу своего отца. Он – пожилой,  уважаемый  член
общества стоит в кругу приятелей на площади. На его совести  смерть
десятков  известных  людей  города.  Художник  подходит   к   нему,
спрашивает: «Извините, вы такой-то?» – « Да». – «А я сын  человека,
которого  ты  убил. А я убью тебя», – и плюет прямо в лицо  убийце.
Никто  не посмел за того заступиться. Только мысль о том, что  мать
не  переживет, если его посадят за убийство, останавливает Хсара от
последнего шага. Он пишет, всю свою ненависть и ярость вкладывая  в
свои  картины.  Но  оставить врага в покое он  не  может.  Встречая
убийцу отца в городе, художник прилюдно смачно плюет ему в лицо  со
словами: «Посмотрите, на нем кровь наших отцов…». И никто в  городе
не смеет заступиться за его врага, теперь тот живет в вечном страхе
и боится выйти на улицу. В это же время Хсар пишет пьесу для одного
актера  по  мотивам поэмы А. Кубалова «Афхардты Хасана»  и  создает
серию эскизов к ней. Фабула поэмы перекликается с жизнью художника.
   После   смерти  сестры  (годы  жизни  в  подвале  подорвали   ее
здоровье)  в  1962  г. Хсар впал в глубокую депрессию  и  почти  не
работал.  Горя  желанием покинуть Цхинвал,  где  все  напоминало  о
трагедии  его семьи, в 1964 г. художник поступил в аспирантуру  при
Художественном  институте им. В.И. Сурикова  в  Москве.  Здесь  его
наставником стал Вадим Федорович Рындин, главный художник  Большого
театра.  В   эти годы Хсар познакомился и подружился с художниками-
шестидесятниками: Яковлевым, Пятницким, Ворошиловым,  Курочкиным  и
другими.  Под  их  влиянием он повернулся  спиной  к  академической
карьере,  бросил  аспирантуру  и  отказался  от  предложения  стать
художником Большого театра. Для получения жилья устроился дворником
на   Таганке.   Затем  был  период  поисков  и  обретения   своего,
уникального, творческого стиля. Вот как сам художник описывает  это
время:  «Встреча  с  ними  оказала на  меня  влияние.  Я  со  своим
академическим образованием вдруг понял, что эти художники,  попирая
все  общепринятые законы, выражают переживания своей души.  Начался
поворотный этап моего творчества. Я начал писать картины о  близких
мне  людях, о своих переживаниях, о воспоминаниях детства, отбросив
академические нормы...».
   В  последующие  25  лет Хсар стал известным  художником,  провел
несколько  персональных выставок в Цхинвале, Тбилиси,  Орджоникидзе
(теперь  Владикавказ), Москве. Получил звание «Заслуженный художник
ГССР». Начиная работать в мастерской каждый день в 5 утра, художник
создал  много картин на тему «Старый Цхинвал» («Ласточка»,  «Старый
Цхинвал»,  «Зима в Цхинвале», «Еврейский квартал» и др.),  на  тему
сталинских репрессий («За что?» и др.), серию «Осетинский примитив»
по мотивам творчества осетинских резчиков по камню Сико Каркусова и
Сосланбека Едзиева. Появилось множество публикаций и телепередач  о
художнике,  в  которых  критики называли  Хсара  летописцем  города
Цхинвал.   Вокруг   Гассиева  собрался  круг  молодых   художников-
единомышленников. В Цхинвал постоянно приезжали друзья из Москвы  –
художники, искусствоведы, фотографы.
   Потом  пришел  1989  год. В Южной Осетии вспыхнула  война,  Хсар
стоял  на  баррикадах  на  въезде в город  с  ножкой  от  этюдника.
Блокада,   обстрелы,  проблемы  в  продуктами  –  кошмары   детства
вернулись… Землетрясение 1991 года стерло с лица земли много сел  в
Осетии,  в  том числе и родовое село Гассиевых Бузалу. Вокруг  была
трагедия,  кровь  и  слезы, людское горе. В это время  Хсар  создал
картины:  «Беженцы»,  «Землетрясение в  Хахет»,  «Разоренный  дом»,
«Сороковой день» и др. Мать умерла. Денег нет, искусство никому  не
нужно. А он больше ничего не умеет делать и… продолжает писать.
   В  1996  семья  Гассиевых  перебирается в  подмосковные  Мытищи.
Живет зимой в Мытищах, летом в Цхинвале. Темы картин, как и прежде,
– Цхинвал, Осетия, люди, ожидание, репрессии, война. Старый Цхинвал
живет теперь только в его картинах и редких фотографиях.
   В  2000-х  годах художник создает более 100 произведений:  пишет
картины  по  мотивам поэмы А. Кубалова «Афхардты  Хасана»  и  много
сюжетных  абстракций; повторяет свою раннюю картину «Айсай  Аназай»
(многофигурная композиция размером 200х300 см.) и некоторые  старые
композиции.   Картины   Хсара  Гассиева  выставлялись   в   Москве,
Петербурге,  Владикавказе,  Эдинбурге,  Генте,  Берлине,  Дрездене,
Цюрихе, Флоренции, Страсбурге, Инс-бруке и др.
   В  свои  82  года на вопрос «О чем вы мечтаете?» Хсар  отвечает:
«Хочу, чтобы люди поняли, что я хотел сказать своими картинами…».

* На главную страницу галереи * На главную страницу журнала *