Хсар Измаилович Гассиев родился в 1929 г. в городе Цхинвал в
Южной Осетии. Его отец в разное время был ректором государственного
института в Цхинвале, Наркомом просвещения и редактором первой юго-
осетинской газеты «Хурзарин» («Восход»), мать директором школы.
Семья Хсара пострадала в годы сталинских репрессий 1937 года. Отец
был арестован и расстрелян в 1938 году, а мать приговорена к
тюремному заключению как жена «врага народа». Через несколько дней
после ареста родителей 8-ми летний Хсар, его 5-летняя сестра и
хромая бабушка были выброшены на улицу из своей квартиры как «семья
врага народа» сотрудниками НКВД. Художник вспоминает: «…вещи и
ненужную мебель выкинули из окна. Книги отца летели по улице.
Родственники побоялись прийти на помощь, опасаясь за себя. Только
сосед Джатиев из соседнего дома сказал: «Даже если всю мою семью
убьют, я их на улице не оставлю», – и пустил переночевать. В 3-х
комнатную квартиру Гассиевых заселился следователь НКВД, который
вел дело родителей Хсара (какое совпадение!).
Прожив несколько дней у соседа, бабушка с детьми переселились в
пустующий подвал дома ниже по улице, где они прожили одиннадцать
лет, дожидаясь возвращения матери из ссылки и терпя все лишения,
принесенные Великой Отечественной войной. Подвал был настолько мал,
что не было места для 2-х кроватей, и Хсар спал на столе. Бабушка
вязала шерстяные носки на продажу и этим кормила детей. В 12 лет
Хсар начал летом работать в колхозе, чтобы помочь бабушке. Тогда же
появились и первые рисунки художника: в письмах матери он рисовал
себя, сестру, бабушку. В воспоминаниях Хсара Гассиева того времени
есть много мрачных эпизодов. В подвал по ночам приходили крысы, а
он не спал и защищал от них сестру. Старшие ребята во дворе
предлагали драться за еду: если побьешь соперника – накормим. «Я
знал цену своим синякам – кукурузная лепешка, кусок сыра, тарелка
лобио... А еще список людей, которым надо отомстить, если мама не
вернется».
Прозвище «сын троцкиста», постоянное чувство голода и драки с
обидчиками, другие тяжкие воспоминания детства наложили трагический
отпечаток на творчество художника. Во многих картинах Хсара
Гассиева пронзительно звучит тема сталинских репрессий 1937 года и
ожидания матери («За что?», «Расстрел», «Выстрел в спину»,
«Исповедь», «Ожидание. Бабушка», «Воспоминание», «Ожидание у
моста», «Мальчик болеет» и др.). Художник рассказывает: «В детстве
я жил в состоянии ожидания: матери из ссылки, отца – мы долгое
время не знали, что он убит; братьев отца, ушедших на фронт – двое
не вернулись. Ожидание, наверное, главная тема моего
творчества...». После войны, в 1945 году, Хсар поступил в
Цхинвальское художественное училище. Окончив училище с отличием,
Хсар сдал экзамены в Московский институт прикладного и
декоративного искусства, прошел по баллам, но его не зачислили как
«сына врага народа». На следующий год, в 1951-м, поступил в
Тбилисскую академию художеств. В 1957 году он защитил с отличием
диплом в мастерской Аполлона Кутателадзе и Василия Шухаева. Почти
все работы художника этого периода находятся в методическом фонде
академии.
В 1956 году семья Хсара Гассиева была реабилитирована; квартиру
вернули. В конце 50-х произошел эпизод, который важен для понимания
художника как личности. Вернувшись после учебы в академии, Хсар
вдруг встречает убийцу своего отца. Он – пожилой, уважаемый член
общества стоит в кругу приятелей на площади. На его совести смерть
десятков известных людей города. Художник подходит к нему,
спрашивает: «Извините, вы такой-то?» – « Да». – «А я сын человека,
которого ты убил. А я убью тебя», – и плюет прямо в лицо убийце.
Никто не посмел за того заступиться. Только мысль о том, что мать
не переживет, если его посадят за убийство, останавливает Хсара от
последнего шага. Он пишет, всю свою ненависть и ярость вкладывая в
свои картины. Но оставить врага в покое он не может. Встречая
убийцу отца в городе, художник прилюдно смачно плюет ему в лицо со
словами: «Посмотрите, на нем кровь наших отцов…». И никто в городе
не смеет заступиться за его врага, теперь тот живет в вечном страхе
и боится выйти на улицу. В это же время Хсар пишет пьесу для одного
актера по мотивам поэмы А. Кубалова «Афхардты Хасана» и создает
серию эскизов к ней. Фабула поэмы перекликается с жизнью художника.
После смерти сестры (годы жизни в подвале подорвали ее
здоровье) в 1962 г. Хсар впал в глубокую депрессию и почти не
работал. Горя желанием покинуть Цхинвал, где все напоминало о
трагедии его семьи, в 1964 г. художник поступил в аспирантуру при
Художественном институте им. В.И. Сурикова в Москве. Здесь его
наставником стал Вадим Федорович Рындин, главный художник Большого
театра. В эти годы Хсар познакомился и подружился с художниками-
шестидесятниками: Яковлевым, Пятницким, Ворошиловым, Курочкиным и
другими. Под их влиянием он повернулся спиной к академической
карьере, бросил аспирантуру и отказался от предложения стать
художником Большого театра. Для получения жилья устроился дворником
на Таганке. Затем был период поисков и обретения своего,
уникального, творческого стиля. Вот как сам художник описывает это
время: «Встреча с ними оказала на меня влияние. Я со своим
академическим образованием вдруг понял, что эти художники, попирая
все общепринятые законы, выражают переживания своей души. Начался
поворотный этап моего творчества. Я начал писать картины о близких
мне людях, о своих переживаниях, о воспоминаниях детства, отбросив
академические нормы...».
В последующие 25 лет Хсар стал известным художником, провел
несколько персональных выставок в Цхинвале, Тбилиси, Орджоникидзе
(теперь Владикавказ), Москве. Получил звание «Заслуженный художник
ГССР». Начиная работать в мастерской каждый день в 5 утра, художник
создал много картин на тему «Старый Цхинвал» («Ласточка», «Старый
Цхинвал», «Зима в Цхинвале», «Еврейский квартал» и др.), на тему
сталинских репрессий («За что?» и др.), серию «Осетинский примитив»
по мотивам творчества осетинских резчиков по камню Сико Каркусова и
Сосланбека Едзиева. Появилось множество публикаций и телепередач о
художнике, в которых критики называли Хсара летописцем города
Цхинвал. Вокруг Гассиева собрался круг молодых художников-
единомышленников. В Цхинвал постоянно приезжали друзья из Москвы –
художники, искусствоведы, фотографы.
Потом пришел 1989 год. В Южной Осетии вспыхнула война, Хсар
стоял на баррикадах на въезде в город с ножкой от этюдника.
Блокада, обстрелы, проблемы в продуктами – кошмары детства
вернулись… Землетрясение 1991 года стерло с лица земли много сел в
Осетии, в том числе и родовое село Гассиевых Бузалу. Вокруг была
трагедия, кровь и слезы, людское горе. В это время Хсар создал
картины: «Беженцы», «Землетрясение в Хахет», «Разоренный дом»,
«Сороковой день» и др. Мать умерла. Денег нет, искусство никому не
нужно. А он больше ничего не умеет делать и… продолжает писать.
В 1996 семья Гассиевых перебирается в подмосковные Мытищи.
Живет зимой в Мытищах, летом в Цхинвале. Темы картин, как и прежде,
– Цхинвал, Осетия, люди, ожидание, репрессии, война. Старый Цхинвал
живет теперь только в его картинах и редких фотографиях.
В 2000-х годах художник создает более 100 произведений: пишет
картины по мотивам поэмы А. Кубалова «Афхардты Хасана» и много
сюжетных абстракций; повторяет свою раннюю картину «Айсай Аназай»
(многофигурная композиция размером 200х300 см.) и некоторые старые
композиции. Картины Хсара Гассиева выставлялись в Москве,
Петербурге, Владикавказе, Эдинбурге, Генте, Берлине, Дрездене,
Цюрихе, Флоренции, Страсбурге, Инс-бруке и др.
В свои 82 года на вопрос «О чем вы мечтаете?» Хсар отвечает:
«Хочу, чтобы люди поняли, что я хотел сказать своими картинами…».
* На главную страницу галереи * На главную страницу журнала *