Таймураз Маргиев один из наиболее ярких представителей «новой
волны» осетинского искусства. Социальные потрясения 1990-х
несколько заслонили «творческий дебют» этого поколения. Тем не
менее, живописцы и скульпторы «новой волны» в хаосе полной свободы
и тотального безразличия, часто вдали от зрительских глаз
сформулировали новую стилистику национального изобразительного
искусства.
В поисках самовыражения художник не ищет экзотических одежд и
внешних эффектов, а сосредотачивается на сущностном. И этот
качественный переход обозначает новую ступень в развитии
национальной художественной культуры. За более чем вековое
существование современной живописной традиции в Осетии был накоплен
значительный опыт возможного и неприемлемого. Сложились уникальные
черты и своеобразие души художника как проявление особенностей
национального духа.
Творчество Т. Маргиева на сегодняшний день – одно из самых
точных, талантливых и тонких его воплощений. Важнейшей чертой этого
мировоззрения является дистанцированность автора от зрителя.
Художник находится в глубине, а иногда и за «ширмой» созданного им
мира. Творческое «я» и его самовыражение, изучение «личностных»
аспектов не воспринимаются как главная цель искусства. Смысловые
поля и привычные связи в главной оппозиции искусства «художник –
зритель» оказываются несколько изменены. Разговор о себе самом
неинтересен осетинскому художнику, он говорит не о себе, а о
человеке и о его месте в этом мире. При видимой незначительности,
подобное смещение акцентов последовательно исключает из
национального искусства такие архетипические для европейского
художника темы как: «Художник и модель», «Муза», «Мужчина и
женщина», «Автопортрет» и т. д. А ирония и гротеск являются щитом,
скрывающим автора, если темы подобные все же затрагиваются.
Постоянство этой позиции у художников разных поколений и разной
судьбы, как и в случае с Маргиевым, обусловлено, на мой взгляд, не
столько личным выбором, сколько особенностями национальной
ментальности.
Это не в коей мере не лишает живопись художника ни авторского
своеобразия, ни личного обаяния. Напротив, обращенная к зрителю со
столь «почтительной» дистанции живописная речь художника
проникновенна, глубока и серьезна. Говоря о главном, он никогда не
повышает тон, не срывается на крик, откровенно размазывая по холсту
цвета и эмоции, а замирает в паузах, в мгновениях удивительной
тишины.
Живописные произведения Таймураза Маргиева – галерея картин
остановленного времени. Они рождаются как мгновения, фиксация
момента, раскрывающего всю полноту представлений о мире. Когда
привычный ход вещей прерывает внезапное, как фотовспышка, прозрение
красоты. Волшебный сачок мастерства художника ловит эти лики
преображенной действительности. В золотой раме художественной формы
он лишает их случайных черт и заново открывает нам красоту
привычного мира.
Символическая глубина живописных образов Т. Маргиева
раскрывается не сразу, а как бы постепенно разворачивая в глубину
вашего сердца те слои и смыслы, которые вы захотите принять.
Серия «Окно». Комнатные растения на фоне окна мастерской
художника. При всей незатейливости завязки содержательная сторона
не определяется жанровыми рамками, т.е. это не натюрморт. «Главные
герои» сюжета – комнатные цветы, скрытые занавесом. Мы видим не
предмет, а лишь его тень. Тонкая игра видимого и кажущегося. Театр
явных иллюзий и скрытых истин. Вечное очарование обмана, постоянное
ускользание смысла.
«Язычество» – одна из самых драматичных композиций художника.
Выбеленные временем черепа жертвенных баранов витками проволоки
прикручены к столбу, ни основания, ни завершения которого в картине
не видно. Темный силуэт, напоминающий крест, белая плоскость старой
стены, резкие тени…
И безграничное одиночество человека перед лицом своей судьбы.
Знаки отчаяния и надежды, трепет от жестокости архаичного ритуала и
ощущение тщетности усилий изменить предначертанное.
«Забор» – подобный объект бесспорно знаком каждому, бывавшему в
горах Осетии. Кто не видел подобного в Фиагдоне и Санибе? Кто не
раздражался, не смеялся и не грустил, созерцая эти причудливые
свидетельства смекалки и практицизма современных горцев,
выстраивающих заборы из спинок железных кроватей или автомобильных
дверей.
Подобный сюжет, не однажды появляясь в осетинском искусстве 60,
70 или 80-х годов, как правило, ограничивался фиксацией вида и
трактовался как «пейзаж». Здесь другое. Через нестройный ритм
забора – нескладного коллажа современной цивилизации мы видим лишь
один из уголков в бескрайних пространствах земли, где связи
человека с природой пока еще не нарушены.
Маргиев дорожит этими связями.
С точки зрения владения современной художественной формой он –
абсолютно принадлежит своему времени, стилистически обозначенному,
как постмодерн. Невероятно точное и острое зрение, а так же широкий
диапазон живописных техник, которыми владеет художник, воссоздают в
его произведениях образы, содержания которых противоположно
эстетике постмодернистов: не сиюминутное, а вневременное, не
личное, а общечеловеческое, не фрагмент, а целостность, не надлом и
деформация, а гармония. Душа осетинского художника, воспитанная на
подобных ценностях, проявляется в живописи Таймураза Маргиева
изыскано просто, естественно и прекрасно, как солнечный свет, как
камень, как свежий ветер с гор.