Мадина АТАЕВА

В ЖИВОПИСНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТАЙМУРАЗА МАРГИЕВА


   Таймураз  Маргиев  один из наиболее ярких представителей  «новой
волны»   осетинского   искусства.  Социальные   потрясения   1990-х
несколько  заслонили  «творческий дебют» этого  поколения.  Тем  не
менее,  живописцы и скульпторы «новой волны» в хаосе полной свободы
и   тотального   безразличия,  часто  вдали  от  зрительских   глаз
сформулировали   новую  стилистику  национального  изобразительного
искусства.
   В  поисках самовыражения художник не ищет экзотических  одежд  и
внешних  эффектов,  а  сосредотачивается  на  сущностном.  И   этот
качественный   переход   обозначает  новую   ступень   в   развитии
национальной   художественной  культуры.  За  более   чем   вековое
существование современной живописной традиции в Осетии был накоплен
значительный опыт возможного и неприемлемого. Сложились  уникальные
черты  и  своеобразие  души художника как  проявление  особенностей
национального духа.
   Творчество  Т.  Маргиева на сегодняшний день  –  одно  из  самых
точных, талантливых и тонких его воплощений. Важнейшей чертой этого
мировоззрения  является  дистанцированность  автора   от   зрителя.
Художник находится в глубине, а иногда и за «ширмой» созданного  им
мира.  Творческое  «я»  и его самовыражение, изучение  «личностных»
аспектов  не  воспринимаются как главная цель искусства.  Смысловые
поля  и  привычные связи в главной оппозиции искусства «художник  –
зритель»  оказываются  несколько изменены. Разговор  о  себе  самом
неинтересен  осетинскому художнику, он  говорит  не  о  себе,  а  о
человеке  и  о его месте в этом мире. При видимой незначительности,
подобное    смещение   акцентов   последовательно   исключает    из
национального  искусства  такие  архетипические  для   европейского
художника  темы  как:  «Художник  и  модель»,  «Муза»,  «Мужчина  и
женщина», «Автопортрет» и т. д. А ирония и гротеск являются  щитом,
скрывающим   автора,  если  темы  подобные  все  же  затрагиваются.
Постоянство  этой  позиции у художников разных поколений  и  разной
судьбы, как и в случае с Маргиевым, обусловлено, на мой взгляд,  не
столько   личным   выбором,   сколько  особенностями   национальной
ментальности.
   Это  не  в  коей мере не лишает живопись художника ни авторского
своеобразия, ни личного обаяния. Напротив, обращенная к зрителю  со
столь    «почтительной»   дистанции   живописная   речь   художника
проникновенна, глубока и серьезна. Говоря о главном, он никогда  не
повышает тон, не срывается на крик, откровенно размазывая по холсту
цвета  и  эмоции,  а  замирает в паузах, в мгновениях  удивительной
тишины.
   Живописные  произведения  Таймураза Маргиева  –  галерея  картин
остановленного  времени.  Они  рождаются  как  мгновения,  фиксация
момента,  раскрывающего  всю полноту представлений  о  мире.  Когда
привычный ход вещей прерывает внезапное, как фотовспышка, прозрение
красоты.  Волшебный  сачок  мастерства  художника  ловит  эти  лики
преображенной действительности. В золотой раме художественной формы
он  лишает  их  случайных  черт  и  заново  открывает  нам  красоту
привычного мира.
   Символическая   глубина   живописных   образов    Т.    Маргиева
раскрывается не сразу, а как бы постепенно разворачивая  в  глубину
вашего сердца те слои и смыслы, которые вы захотите принять.
   
   Серия   «Окно».  Комнатные  растения  на  фоне  окна  мастерской
художника.  При всей незатейливости завязки содержательная  сторона
не  определяется жанровыми рамками, т.е. это не натюрморт. «Главные
герои»  сюжета – комнатные цветы, скрытые занавесом.  Мы  видим  не
предмет, а лишь его тень. Тонкая игра видимого и кажущегося.  Театр
явных иллюзий и скрытых истин. Вечное очарование обмана, постоянное
ускользание смысла.
   «Язычество»  –  одна из самых драматичных композиций  художника.
Выбеленные  временем  черепа жертвенных баранов  витками  проволоки
прикручены к столбу, ни основания, ни завершения которого в картине
не видно. Темный силуэт, напоминающий крест, белая плоскость старой
стены, резкие тени…
   И  безграничное одиночество человека перед лицом  своей  судьбы.
Знаки отчаяния и надежды, трепет от жестокости архаичного ритуала и
ощущение тщетности усилий изменить предначертанное.
   «Забор» – подобный объект бесспорно знаком каждому, бывавшему  в
горах  Осетии. Кто не видел подобного в Фиагдоне и Санибе?  Кто  не
раздражался,  не  смеялся  и не грустил, созерцая  эти  причудливые
свидетельства   смекалки   и   практицизма   современных    горцев,
выстраивающих  заборы из спинок железных кроватей или автомобильных
дверей.
   Подобный сюжет, не однажды появляясь в осетинском искусстве  60,
70  или  80-х  годов, как правило, ограничивался фиксацией  вида  и
трактовался  как  «пейзаж».  Здесь другое.  Через  нестройный  ритм
забора – нескладного коллажа современной цивилизации мы видим  лишь
один  из  уголков  в  бескрайних  пространствах  земли,  где  связи
человека с природой пока еще не нарушены.
   Маргиев дорожит этими связями.
   С  точки зрения владения современной художественной формой он  –
абсолютно  принадлежит своему времени, стилистически обозначенному,
как постмодерн. Невероятно точное и острое зрение, а так же широкий
диапазон живописных техник, которыми владеет художник, воссоздают в
его   произведениях   образы,  содержания  которых   противоположно
эстетике  постмодернистов:  не  сиюминутное,  а  вневременное,   не
личное, а общечеловеческое, не фрагмент, а целостность, не надлом и
деформация, а гармония. Душа осетинского художника, воспитанная  на
подобных  ценностях,  проявляется  в  живописи  Таймураза  Маргиева
изыскано  просто, естественно и прекрасно, как солнечный свет,  как
камень, как свежий ветер с гор.

* На главную страницу галереи * На главную страницу журнала *