Виталий ПАЦЮКОВ

РЕАЛЬНОСТЬ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МИРА


   Искусство  Таймураза Маргиева обретает свои смыслы в  ближайшей
реальности  простого  человеческого мира - в  рельефе  лежащего  у
дороги  камня,  в струях горного ручья, в теплоте овцы,  превращая
это "домашнее" видение в универсальные модели бытия.
   Художественные  пространства  в этих  стратегиях  сжимаются  до
точки  и  развертываются в панорамы, словно  увиденные  в  парящем
полете. Они "омываются" нижними слоями воздуха, проявляясь как  на
фотоснимке  -  медленно, но настойчиво и неумолимо, окрашиваясь  в
монохромные  -  песчаные,  сероватые аристократические  тона  или,
напротив,  структуируясь,  собираясь в  мозаичность,  пульсируя  и
мерцая.  Таймураз  Маргиев обладает уникальным зрением,  способным
фокусировать    детали,    фрагменты,   формообразования    только
рождающегося,  пробуждающегося мира, его "складки" и  "ниши",  как
говорит  Жаль  Делез.  Он  распеленывает  его,  касаясь  нежно   и
трогательно,   раскрывает   его   тайны   в   самых   естественных
проявлениях,  из  которых собственно и состоит  жизнь,  в  моменты
бескорыстия    этого    мира   и   в   отсутствии    "заданности",
сосредотачиваясь  и  погружаясь в его  ткань  и  в  его  память  о
первообразах. Сама природа, ее "грани" и архаические "изломы",  ее
прозрачная слоистость и ее непроницаемая уплотненность, скрывающая
глубины ее сознания, отдается этому тактильному зрению, впуская  к
себе,  принимая  во  время вдоха и благославляя,  отпуская  в  мир
вместе  с  общим  для них выдохом, соединяясь в  миге  творчества,
молитве  согласия  и  благодарности. Осетия  раскрывается  в  этих
погружениях  и  полетах как Библейская земля,  где  воздух,  вода,
минералы  и растения пронизаны первозданностью и откровением,  где
структура  кристалла  отражает  в  себе  все  будущие  возможности
эволюции  нашей  реальности  - покоя и  катастроф.  Домики  горных
селений как супрематические объемы Казимира Малевича, лестницей  к
небу   поднимающиеся   цветные  горизонты,   образующие   метафору
магической  геометрии  древних  ковров  Осетии,  стволы  деревьев,
неотделимые  от  символики мирового древа,  где  скрещенья  ветвей
отмечают драматургию и образы истории человека, "судьбы скрещенья"
-  все  в  композициях художника при всей конкретности переживания
приобретает  трансперсональный характер, уходя  в  фундаментальные
слои  культуры,  и  здесь  открывается  еще  одно  пространство  -
диалоги, которые ведет Таймураз Маргиев в напряженных взаимосвязях
традиций и самораскрывающегося, вновь открываемого канона, в  энер
гетике  знаков и иконологии, связывая, переплетая ткани  старых  и
новых  культур, "осевых" состояний художественного сознания и  его
радикальных  движений,  где  еще не возникло  опорных  точек,  где
встречаются  Гоген и Пит  Мондриан, Матисс и Ив  Кляйн,  Сезанн  и
Франц  Марк, где искусство и жизнь, природа и ноосфера  становятся
единым  организмом.  Этот  организм обнаруживает  свой  "голос"  и
"облик",  он включает в себя душевную "телесность" художника,  его
"нелинейную"   оптику   и   его  психофизиологический   опыт.   Он
естественно  существует в, казалось бы, своих  противоположностях,
живет циклами, переходя из розовеющего утра в насыщенный тенями  и
контрастами полдень и растворяясь в синеющих, наполненных  грустью
наступающего забвения и новыми обещаниями сумерках, еще хранящих в
себе  отсвет  уходящего Солнца. Он течет, как само вещество  мира,
как  млечный  путь,  не  зная границ и  не  зная  конца,  замирая,
превращаясь  в  звезду, и вновь раскрываясь  свечением,  мерцающей
каплей  воды, содержащей в себе вселенную, осознавая себя в  кисти
художника.  Его простым смыслом, его воплощенным даром  становится
букет   скромных  горных  цветов,  собранных  на  берегу  реки   и
отраженный   в   ней,  увиденный  глазами  ребенка   в   состоянии
восхищения,  признательности и неутоленной  любви  -  как  жест  в
великом ритуале, где все пребывает в Вечности.

* На главную страницу галереи * На главную страницу журнала *