Марина ПЕРОВА

СЕРГЕЙ САВЛАЕВ: НЕТОРОПЛИВАЯ БЕСЕДА С МИРОМ

   
   Свою  первую  персональную выставку он устроил себе сам. В  пять
лет,  рискуя свалиться, развесил работы на деревьях в своем  дворе.
Магию красок ему открыл дядя – архитектор Валерий Савлаев.
   После    службы   в   армии   Сергей   поступил   на   отделение
изобразительного  искусства факультета искусств  Северо-Осетинского
государственного  университета.  В  отличие  от  большинства  своих
однокурсников  ни художественной школы, ни художественного  училища
до университета он не оканчивал. Разве что урывками посещал занятия
в художественной студии.
   На  факультете  искусств  Сергей Савлаев  оказался  среди  очень
сильных  и  подготовленных студентов первого набора.  Того  самого,
знаменитого, яркого, талантливого, одержимого искусством. Многие из
этого курса стали известными осетинскими художниками.
   Учился  у Шалвы Бедоева и Юрия Абисалова, мастерскую которого  и
окончил  с  дипломным пейзажем «Праздник осени».  Многие  дипломные
работы этого выпуска хорошо знакомы осетинскому зрителю. Взять хотя
бы «Фалвару» Есенова, «Беженцев» Хадарцевой или «Царство Барастыра»
Пухаева.  Пейзаж  Сергея Савлаева, несмотря  на  скромность  жанра,
также стал своеобразным событием той защиты дипломных работ.  И  не
только  благодаря  демонстрации добротной, реалистической  объемно-
пространственной живописи.
   Это  был  действительно свежий и в то же  время  сыновне  теплый
взгляд  на  природу Осетии и привычные повседневные заботы  горцев,
гармонично соединенные с величественным звучанием вечности.
   Обучаясь  у художников с ярко выраженной индивидуальной манерой,
Сергей  Савлаев  устоял от  характерного почти для всех  начинающих
художников  искушения  –  стилистического цитирования  работ  своих
наставников. Дальше, в своем самостоятельном творчестве,  он  пошел
по  достаточно  сложному пути – стал пробовать разные  направления,
приемы  и  техники,  не говоря уже о жанрах.  Пейзаж,  натюрморт  –
бытовой,  анималистический,  –  тематическая  философская  картина,
жанровый синтез и внежанровая форма далеко не исчерпывают диапазона
его творческих интересов. Естественно, что он изучает и возможности
разных  техник:  масла, освоенного в институте,  акварели,  которой
увлекается  по  сей  день, капризного акрила,  которым,  по  словам
Сергея, его заинтересовал живописец Аслан Хетагуров.
   Ну,   а  что  касается  узнаваемости  манеры,  то  новые  работы
Савлаева часто оказываются сюрпризом для зрителя. Это, конечно  же,
объясняется  не только постоянным поиском, но, скорее,  стремлением
для  каждой новой образной концепции найти адекватную ей  концепцию
пластическую.
   Однажды  Сергей Савлаев сказал, что больше всего  ему  интересен
человек.  Удивительно,  но  в  то  же  время  он  не  любит  шумных
многолюдных  компаний. Да и портретный жанр не  является  для  него
самым  главным,  хотя  очевидно – одним  из  самых  удачных  в  его
творчестве.  Просто  все,  представляемое  на  своих  картинах,  он
подсознательно очеловечивает.
   Что  бы  ни  изображал этот художник, чаще всего он выступает  в
роли  чуткого,  наблюдательного  собеседника,  который  внимательно
слушает  говорящего,  не перебивая и пытаясь понять.  А  вступая  в
беседу, рефлексирует, помогая ему раскрыться. Живописец каждый  раз
подыскивает   новую   форму  контакта  с   изображаемым   объектом-
собеседником, чтобы помочь ему быть понятным или, во всяком случае,
интересным.
   Душа  мира во множестве эмоциональных оттенков обнаруживается  в
самых разнообразных по характеру произведениях этого мастера.
   Он  мог бы успешно заниматься только пленэрной живописью, о  чем
свидетельствует солнечный, светлый холст «В саду» (2004 г.).  Здесь
даже черный цвет, не жалуемый импрессионистами, звучит сочно, свежо
и  живописно  в пронизанной светом, подвижной воздушной  среде.  На
картине  – конкретный (художник изобразил свою бабушку) и в  то  же
время  типически  характерный  образ старушки  в  белом  переднике.
Яблоки  в  ящиках  и в белом тазу. Свет, мягко заливающий  кофту  и
косынку женщины, растворяющий плотность древесной листвы на  заднем
плане.  Все  это несет более емкую образно-семантическую  нагрузку,
нежели является виртуозной фиксацией жанрового мотива на пленэре, и
вызывает  чувства,  которые  сегодня  высказывать  не  модно  и  не
принято,  и в искренность которых могут не поверить. Но именно  эти
чувства являются выражением лучшего в каждом из нас.
   Другая   жанровая  композиция  Савлаева  «Кабачки»  (2003   г.),
написанная в иной манере и обстановке, представляет отца художника.
Как  и  в предыдущей работе, здесь герой также увлечен своим делом,
не  замечая возможного зрителя. Характерные детали (шапочка,  очки,
фартук)   и   само   занятие  подчеркивают  теплоту   и   жизненную
убедительность  образа. К сожалению, автор  решил  переделать  этот
холст  и  фактически  будет  писать его заново.  От  старой  работы
остался натюрморт с одноименным названием.
   Объемно-пространственная реалистическая  живопись  явно  удается
Сергею Савлаеву. Причем, не только импрессионистический мотив, но и
архитектоническая  композиция.  В  его  мастерской  можно   увидеть
большую подготовительную сепию с условным названием «В лодке» (2007
г.).
   Даже  в монохромном этапном исполнении концепция и семантическая
нагрузка  композиции читаются легко и без специальных комментариев.
Пассажирки  лодки – женщины, позы которых явно передают  тревогу  и
растерянность после только что пережитых грозных испытаний  судьбы.
Их  пребывание  в  лодке – не праздное гедонистическое  гулянье,  а
вынужденный, трагический побег.
   Лодка  не может заменить женщине дома. Воплощая спасение, она  в
то  же  время символизирует драматическую неопределенность в судьбе
человека,  лишившегося  крова.  Хотя  сама  картина  не  связана  с
конкретным   местом  и  событиями,  вспоминается   фильм   Бахтияра
Худойназарова «Кош ба кош», где есть эпизоды с беженцами,  живущими
на   канатной   дороге  во  время  событий  гражданской   войны   в
Таджикистане.  Одна  из  героинь фильма  печально  говорит:  «Мы  –
беженцы. На небе живем».
   Тема  женской судьбы, традиционная для отечественной живописи  и
сейчас  изрядно забытая в искусстве, невероятно актуальна в  жизни.
Без  всяких  признаков  иронии,  эпатажа  или  же  сладкой  кичевой
гламурности  Сергей  Савлаев раскрывает эту тему  на  редкость  для
нашего  времени  спокойно,  тактично  и,  можно  сказать,  бережно,
сочетая  черты  символизма и убедительности  реалистической  сцены.
Подкупает,  что  художник  явно  не  стремится  быть  модным,  либо
произвести броское впечатление. И совсем не подает себя. Во  всяком
случае, открыто. Он вновь дает миру возможность высказаться.
   Серьезный  тон диалога с миром в этой работе сменяется  шутливым
и ироничным в других произведениях Савлаева, посвященных женщине. В
вихре  рассыпающихся  четких цветовых  пятен  неподвижная  особа  с
закрытым  наполовину  круглым  лицом  кажется  кружащейся  в  танце
(«Одалиска», 2003 г.).
   Картина  2006  года  «Купальщицы», как и «Одалиска»,  написанная
акрилом,  напоминает декоративную мозаику. К слову о мозаике  и,  в
частности,   о   флорентийской.   Будучи   участником   творческого
объединения  АРТ-ОС,  Сергей Савлаев является одним  из  создателей
мозаичной  панорамы Стены Памяти Владикавказского Мемориала  Славы.
То  есть мозаику он не только имитирует в своих станковых решениях,
но и знает практически, в материале.
   Продолжая  разговор  о  женских образах, хотелось  бы  вспомнить
лаконично   написанный  ранний  холст  (1997  г.)  с   изображением
безымянной девушки с апельсинами.
   Образное  решение  этой  жанровой  композиции-портрета   видится
реминисценцией   известных  композиционных  интерпретаций   мотива,
представляющего  любительницу  абсента.  Лирической   «Подвыпившей»
Эдуарда  Мане,  вызывающе ироничной героине  Пикассо,  отчаявшейся,
опустошенной и отвергнутой обществом героине Дега, Савлаев с легким
юмором   противопоставляет  забавную  в   своей   сосредоточенности
темноволосую  девушку, заменяя сознательный подтекст  ассоциативной
игрой.  Чего-чего,  а  чувства  юмора  у  него  достаточно,  как  и
упомянутой наблюдательности.
   В  жанровой  картине  «Зубная боль» (2004 г.),  напоминающей  по
характеру  портрет, явно сказывается интерес к  творчеству   старых
мастеров,   изучение   мимики  и  особенностей   передачи   сложных
внутренних состояний.
   Никто  не  знает,  что болит у смешной хохлатой  птицы  с  уныло
опущенными крыльями и клювом, но можно догадаться по шарфу  на  шее
(акварель  «Больная птица», 2006 г.). Зато жираф весел и  любопытен
(«Чернильный жираф», 2006 г.).
   Среди   друзей   и  коллег  Савлаева  (Сергей  –   преподаватель
Владикавказского художественного училища) хорошо известна еще  одна
сторона  его  творчества – шаржи. Случается,  что  вполне  солидная
аудитория серьезных профессиональных собраний начинает не  к  месту
хихикать, передавая из рук в руки листки с остроумными рисунками, в
которых мгновенно узнаются присутствующие персоны.
   Сергей  Савлаев пишет абстрактно-ассоциативные работы  («Птицы»,
«Букет», «Призраки красной луны», «Индеец»), где объект намекается,
либо отчасти узнается. Он сочетает черты фовизма, экспрессионизма и
наива  («Гибель  парохода», 2006 г., «Переход»),  создает  пейзажи-
настроения («Горы», «Зимний вечер», «Светлая ночь»), подчиняя  цвет
и  характер  пятна своим ощущениям. Пишет декоративные  интерьерные
композиции («Белые яки», 2007 г.).
   В  его  работах  нет  конкретного времени. Подобно  герою  своей
картины  «В дебрях времени» художник вглядывается и вслушивается  в
мир,  где  шелестят сплетающиеся ветви деревьев, влекомые невидимым
ветром, где спустившееся облако становится парусом корабля,  а  то,
что  всегда  казалось незыблемым, обретает легкость,  отрываясь  от
земли  («Деревья», «Кораблик», «Странствующая гора»).  И  неведомые
ранее,   знакомые  лики  мира  в  бесконечном  многозвучии  образов
проступают на холстах художника.

* На главную страницу галереи * На главную страницу журнала *