Галина ПИЛИАК

УЗНАВАЕМЫЙ МИР ЛИЗЫ ЦИНОЕВОЙ

                  ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО В. ТАКОЕВА


   Лиза  Циноева родилась во Владикавказе. После окончания школы  и
двух лет работы в художественном музее им. Туганова поступила в МГУ
на  отделение  истории  и  теории  изобразительного  искусства  при
историческом   факультете.  В  программу  обучения  также   входило
изучение  техники изобразительного искусства: студенты сами  должны
создавать живописные и графические работы, чтобы знать практическую
сторону  дела.  Этот предмет и частные уроки живописи  впоследствии
стали  основой, на которой развивалась художественная  деятельность
Л.  Циноевой.  Для дипломной работы в МГУ была выбрана  архитектура
Древнего Египта периода Нового царства. Работой заинтересовались  в
Институте    востоковедения  АН  СССР.  Циноевой  было   предложено
продолжить дальнейшее исследование темы. После окончания МГУ и года
работы  в  музее  Туганова Л. Циноева была  принята  в  аспирантуру
отдела  древней  истории  ИВАН.  Диссертация  на  соискание  звания
кандидата  исторических  наук  «Культурные  взаимоотношения   между
Древним  Египтом  и  Нубией  в  период  правления  Рамсеса  II  (по
материалам   культовых   построек  на   территории   Нубии)»   была
подготовлена  и  защищена под руководством корифеев  востоковедения
проф.   И.С.  Канцельсона  и  академика  Б.Б.  Пиотровского.  После
присвоения  звания  кандидата Л. Циноева  была  зачислена  в  Отдел
истории  и  культуры древнего Востока ИВАН. Научные исследования  и
написание   плановой  книги  о  древнеегипетской   архитектуре   на
территории Нубии оставляли мало места для занятий живописью. Тем не
менее любое свободное время посвящалось именно ей. К середине  80-х
гг.  работы Циноевой в технике акварели и масла можно было найти  в
частных коллекциях России, Германии, Франции.
   В  88-89  гг.  ее  причастность к миру  искусства  приняла  иную
окраску.  С  началом «новой эры», перестройки и  гласности,  многие
сферы  культурной жизни вышли из-под государственного  контроля,  с
одной  стороны,  с  другой  –  лишились всякой  поддержки.  «Личная
инициатива»  из банальной фразы превратилась в путеводный  принцип,
часто  иллюзорный, но не без определенной пользы. Вместе  с  шестью
московскими  художниками  Л.  Циноева учредила  группу  «Фрагмент».
Целью  затеи была независимая выставочная деятельность, организация
международных  проектов  для  расширения  контактов  с  зарубежными
коллегами   и,   что  греха  таить,  поиски  «рынка  сбыта»   своей
художественной продукции.
   Летом   1990   года  «Фрагмент»  принимал  членов   бельгийского
объединения художников «НЕРВВИЗАЖ» из Брюсселя. Это было невероятно
интересно и очень не походило на привычные выставочные мероприятия.
«НЕРВВИЗАЖ»  был  подавлен  основательностью  образования  россиян,
«Фрагмент»  изумлялся  легкости,  с  которой  европейцам  удавалось
въехать в профессиональный мир искусства.
   Продолжительность     жизни     группы     «Фрагмент»     вполне
соответствовала  ее  названию. Вскоре без  конфликтов  и  сожалений
члены  объединения  отправились каждый своей  дорогой.  Но  за  это
короткое  время  был  приобретен качественно новый  коммуникативный
опыт  и  масса новых профессиональных контактов. В этом же году  Л.
Циноева была участником камерной выставки «Искусство народов  мира»
при  историческом  музее  в Мюнхене. Это было  началом  выставочной
деятельности  в Западной Европе. Научная работа все еще  оставалась
основным  занятием Л. Циноевой. В 1991 году она получила  грант  от
Фрибуржского  университета в Швейцарии, где ей  была  предоставлена
уникальная  возможность  работы и общения с зарубежными  коллегами.
Благодаря  письменной рекомендации В. Абаева ее  приняли  в  группу
исследования Авесты, она также знакомилась с основами  грабара  под
руководством  профессора кафедры языкознания Ван  Дама.  Через  год
Циноева  переехала  к мужу в Нидерланды. Этот шаг  возымел  большее
влияние  на  ее  жизнь  и карьеру, чем предполагалось.  В  связи  с
работой  мужа последовало новое передвижение – в Данию.  В  течение
нескольких лет Л. Циноева была научным сотрудником ИВАН, работающим
за  рубежом, но живопись занимала все больше времени и внимания.  В
1996  году,  когда  она  вернулась вместе  с  семьей  в  Голландию,
искусство  стало  уже  делом  жизни. К этому  времени  определилась
предпочитаемая  техника:  акрил  на  холсте,  появилась  узнаваемая
манера.  Все  накопленные  в области истории  культуры  и  живописи
знания  непосредственно влияют на тему картин, на ее интерпретацию.
Мифологические  сюжеты  преломляются  сквозь  призму   субъективных
переживаний.   Сам   факт,  что  художник   Л.   Циноева   является
профессиональным  искусствоведом,  помогает  ей  не  подпадать  под
влияние   и   давление  модных  течений  и  тенденций  современного
искусства.   Как  показывает  история,  в  искусстве  выживает   не
массовое,  а  единичное. Будем надеяться, что  это  применимо  и  к
творчеству Л. Циноевой. В океане абстрактных изощрений всех  видов,
компьютерно-фото-инсталляционно-концептуальных ухищрений ее  работы
–  крохотный  островок осязаемого и узнаваемого  мира  человеческих
мыслей  и  переживаний. Фигуративная живопись –  ее  выбор   «номер
один».  Работы  Циноевой  экспонировались  в  Голландии,  Германии,
Франции,  находятся в частных коллекциях Голландии,  Бельгии,  США,
Японии, Дании и т.д. В 2004 году в «Верелд Галери» г. Маастрихта  с
успехом прошла ее персональная выставка.

* На главную страницу галереи * На главную страницу журнала *